"Мода проходит, а стиль остаётся"- утверждала великая Коко Шанель. Но легко ли найти свой собственный стиль? Как это сделать? Что значит: "остаться собой"?
Когда мне было 20 и 30 я часто задавала себе этот вопрос. Мучили сомнения, и так хотелось понравиться, быть не такой, как все, быть модной. К счастью, я умела шить, ведь в те годы было нереально купить что-то готовое модное в магазинах. Но о стиле я тогда и не думала. Возможно, только с возрастом, когда перестаёшь сравнивать себя с другими и сомневаться в собственном вкусе, появляется свой стиль: и в одежде, и в образе жизни, и в речи, и в способах достижения цели. Формируется чёткая система ценностей, на основе которой и живёшь дальше, окружая себя только теми, кто тебе созвучен... А мужчины? И мужчины тоже - только близкие по духу.
Об этом и многом другом говорим с Туркенич Наталией, экспертом моды, создателем школы стиля и имидж-агентства "ТУРКЕНИЧ СТАЙЛ"
Наташа, как давно Вы занимаетесь стилем? Кто Вы по образованию?
Я заканчивала Плехановский институт по специальности - аудитор. Потом честно отработала три года по распределению. Позже и бухгалтером работала, и менеджером по закупкам. Большой опыт я получила, когда начала работать с одеждой.
Я работала в одной из первых компаний оптово-розничной торговли одеждой и обувью. Я в Милан и Дюссельдорф летала на выставки и закупки, которые отправляли дальше в Красноярск, в Западную Сибирь.
В тот период я и поняла, что надо делать. Это было в 90-е годы. Перестройка началась и на нас хлынул поток китайского барахла. Вроде бы много всего, но ужасного качества. Кстати, в институте два года у нас был предмет «товароведение». Нас учили как отличить первый сорт от второго, качественный товар от некачественного. И поэтому, когда я выехала на первые выставки в Милан и Дюссельдорф, когда увидела на одной площадке огромное количество производителей модной и качественной одежды, тогда и задалась вопросом, если есть такое огромное разнообразие и из этого разнообразия конкретному человеку не всё подходит, значит существуют какие-то принципы выбора. Это в советские времена выбирать было не из чего. Как в этом многообразии конечному покупателю выбирать? Я стала поглощать всю информацию, касающуюся истории домов моды, биографии выдающих людей из этой сферы, статьи и очерки относительно стиля и моды. Потом пошла на курсы имиджмейкеров. Это был 1999-2000 год. После завершения обучения я начала вынашивать идею оказывать услуги в сфере формирования стиля. Всё только начиналось. Я и двое единомышленников начали бизнес в этой области –создали маленькую компанию , «Гид по стилю»- так она называлась. Проект оказался успешным, в итоге, примерно к 2008 году мы стали лидерами на этом рынке.
Как муж относился к Вашему занятию?
Я стала этим заниматься, когда была уже второй раз замужем. Когда дети, двойняшки, сын и дочь, уже подрастали.
Первый брак был ранний? Если обернуться назад, можно ли было что-то исправить и сохранить семью?
Мой первый муж - прекрасный человек. Я к нему испытываю очень светлые, уважительные и добрые чувства. Я уверена, что и он ко мне испытывает такие же чувства. Он сейчас женат, у него еще есть маленькая дочка.
Я думаю, что мы просто были неопытные и глупые. Особенно я. Нам было по 25, когда мы познакомились. Я не могу сказать, что это была какая-то бешеная любовь. Нет. Любовь, в моём тогдашнем понимании, это обязательно кипение страстей. Как же без страстей?! Конечно, любовь может быть прекрасной и в другом виде. Но понимаешь это только с годами, когда становишься более мудрой. У меня есть прекрасные подруги, которые с юности понимали, как надо выстраивать семейные отношения: более спокойно, терпеливо. А у меня если без кипения, то это значит не любовь. Я считала, что просто близкого по духу человека нашла, хорошего друга, но не любовь. Так я думала тогда. Он был ещё студент. Но выходя за него замуж, я понимала, что этот человек имеет прекрасные перспективы. Во всех смыслах положительный человек. Он точно будет кем-то больше. Голова говорила - прекрасный кандидат. А сердце - искорки не хватает. Но он нашёл нужные аргументы, и мы поженились.
Через полтора года дети появились. Как раз 90-е начались. У меня в памяти остались такие добрые моменты: он писал диплом, а я печатала ему этот диплом на машинке под диктовку. Светлое воспоминание. Единство духа и взаимопомощь были для нас естественным состоянием.
Потом у мужа стал стремительно развиваться бизнес.. Как у многих начиналось всё с ларьков. Но в самом начале приходилось помогать, иногда даже продавать что-то. Так и я и мои мама с папой пошли продавать на рынок. А они у меня никогда ничем подобным раньше не занимались. Оба такие московские интеллигенты с высшим образованием, в НИИ работали. Для них это был просто позор и ужас, и для меня тоже. Вдруг кто-нибудь увидит. Но они понимали, что нужна была просто помощь. Надо было выручать меня и мужа.
Тогда вся страна торговала на рынке. И спекулировала. Люди выживали, как могли.
Слава богу, в нашей семье это было коротко. Бизнес у мужа быстро пошёл в гору, стал укрупняться. Мне приятно об этом говорить. Сейчас моя дочь учится в Высшей Школе Экономики, и у них была тема эссе: "расскажите историю успеха человека, о ком вы можете сказать, что он сделал что-то значимое". Она написала про папу. О том, как он привёл компанию Кока-Кола в Западную Сибирь. И построил с ними завод в Красноярске. Он заканчивал институт и одновременно писал письма в компанию Кока-Кола- у него были идеи и предложения. И ему ответили, в результате все получилась. Завод построили.
А потом бандитские разборки и нас коснулись. Никогда не забуду. Я и дети дома, детям по три месяца. Самая обычная квартира со старой деревянной дверью (тогда ещё не ставили металлических). Кто-то долбит в дверь, уже ломает её. Не выйду – выломают дверь. Собралась с духом и вышла на лестничную клетку, а там пять парней, с угрозами и провокациями. Я помню, мне было очень страшно. Я не помню, как я нашла какие-то слова убедительные, но они ушли. Конечно, меня трясло. Хуже всего то, что на подкорку стала закрадываться обидная мысль, что муж не может меня защитить, а может быть зарабатывание денег значимее, чем я и дети. И этот момент оказался переломным, я начала накручивать себя - "Зачем мне все это нужно?", день за днем мои сомнения вместе с депрессивным состоянием нарастали. Это сейчас в каждом журнале пишут что такое послеродовая депрессия, и что многие женщины подвержены ей и как с нею справиться. А тогда мне никто не подсказал, не поддержал. И дети то один, то другой попадают в больницу. Мысли стали приходить, что и деньги эти мне не нужны, что они не обеспечат спокойствие. Все было в моей голове как в тумане. Мне было очень плохо. Моя идеальная картина мира не совпала с реальностью. Я не нашла иного решения и подала на развод, в результате все разрушилось, мы развелись.
Но дети всегда с папой общались. Позже я восстановила с ним добрые отношения. Но брак уже был невозможен. Обратной дороги нет. Он до сегодняшнего дня присутствует в моей жизни как добрый друг.
У меня с его родителями до сих пор прекрасные отношения. В театр ходим, в гости ко мне приезжают, всегда поздравляем друг друга с праздниками, днями рождения.
Очень жаль. Большой был перерыв между браками?
Когда я очухалась, пришла в себя, появился ухажер, через пару лет наших отношений мы поженились. Странно, я опять не была уверенна, что мне нужен брак, меня устраивали свободные отношения. Но и второй муж нашел убедительные аргументы для официального шага. Со вторым мужем мы продержались десять лет. Теперь у него была своя идеальная картинка (у меня не было, я думала: что будет-то будет). Мы во многом не совпадали. Я постоянно чувствовала какое-то давление, чувствовала, что меня он «подстраивал» под свою идеальную картинку. Я не люблю, когда мне навязывают свои правила и стандарты типа "должна". Как только это "должна" появляется, у меня возникает отторжение внутреннее.
Он религиозный человек, хотя я считаю, псевдо-религиозный.
В чём это выражалось?
Между названной религиозностью и настоящей Верой - пропасть гигантская, в моём понимании. Иногда он слишком большое значение придавал формальностям. У него есть духовный отец. Муж настолько под него прогибался (извините за такой глагол), что это было порой слишком. А священник тоже ведь живой человек со своими слабостями.
Меня до глубины души иногда удивляли вещи, которые совсем на мой взгляд не связаны с христианской Верой. Например, мне крайне было неприятно присутствовать на домашних встречах, когда у этого батюшки проводились вечеринки, по случаю какого-нибудь праздника. Приготовлением стола занимались, конечно, мы, все послушники, мы покупали продукты по батюшкиному списку, не самые дешевые , между прочим. Ну, это ладно. На этих посиделках ни слова не говорилось ни о душе, ни о вере. Хоть бы раз что-то духовное обсудили бы, или поделились бы своими переживаниями, сомнениями, размышлениями. Я хотела услышать, кто как относится к зависти, семье, любви, к изменам, к экономическим проблемам. "Давайте поговорим." - пыталась я. Всё только о еде, о курсе доллара и о бытовом. Со временем я стала сторониться этих встреч. Выходила оттуда пустой. Такое у меня было горестное чувство.
Я старалась не сравнивать, но это происходило всё равно: если в первом браке муж нёс всё в дом, то во втором - всё батюшке. При том, что излишков в семье не было совсем, а я работала очень много, мой вклад в семейный бюджет был не меньшим, чем вклад мужа. Когда это из года в год, то это подтачивает отношения и разобщает.
У меня стало нарастать ощущение, что наши отношения просто загнивают. Но я изо всех сил старалась быть хорошей женой, понимающей, терпеливой, заботливой. В противовес первому браку, где я поступила очень сгоряча, здесь я решила по возможности сохранить семью, даже наступив на горло собственной песни. Я угождала как могла ему, его родственникам, теряя свое собственное Я. Один раз я простила религиозному мужу «поход налево», второй его поход стал последним. В один непрекрасный день я поняла, что все кончилось. И я подала на развод.
Сейчас понимаю, что невозможно никого тянуть за собой, нельзя никогда никого держать и себе изменять не надо. Это просто страх остаться одной.
Как только я разобралась с этими страхами, жизнь снова стала цветной.
Я получила очень серьёзный жизненный урок, но это меня подстегнуло. В этой непростой ситуации я только окрепла.
Как в фигурном катании, которым я занималась в детстве. Это же очень больно падать животом и коленками на лёд, когда прыжок не получался, и ничто меня не пугало подняться и пойти на второй круг. Вот так и сейчас, встала и пошла на следующий круг.
Так есть Любовь или нет? Вы видите для себя возможным влюбиться?
Я всегда готова влюбиться. Любовь есть! Конечно, есть! Её только надо найти.
Что Вы говорите своим детям о семье, о браке, о жизни?
Ничего нового не скажу. Главное - быть собой. Не стесняться и не бояться. Это ценить свой каждый день, свой каждый час. Не делать из себя того, кем ты не являешься и жертву тем более. Прислушиваться к своим желаниям и не бояться их. Не стараться всем угодить и быть хорошей для всех. Доверять себе, оставаясь собой.
Я не контролирую каждый шаг своих детей. Я им доверяю. У нас хорошие дружеские отношения. Они у меня благополучные, просто замечательные ребята. Я счастлива этим.
Это трудно – остаться собой? Что это значит для Вас?
Да, это было трудно для меня – разрешить себе быть собой. Мне 48 лет. Я только после 40 поняла, что это такое - быть собой. Это невозможно объяснить словами. Это приходит на уровне ощущений.
В 46 лет я просто кожей стала чувствовать, что каждый день очень важный, каждый ценен и на счету. До того было все гипотетически, ну живу, ну понятно, что надо ценить, что время быстро летит, ну да, быстро. Ну, что вот прямо сейчас оно уходит, осознание пришло в 46.
Я и сейчас ловлю себя на том, что только учусь тому, чтобы наслаждаться моментом.
Вижу, как юные ребята искренне радуются и кайфуют от жизни. Мне стало завидно. Как это они так умеют просто радоваться? А меня никто этому не научил. Жаль.
Я нащупала то, что приносило бы такую же детскую восторженность, как в раннем возрасте. Работа - это хорошо, но это - работа. В детстве я занималась фигурным катанием, у меня неплохо получалось. Вот и сейчас начала заниматься с тренером, кайф нереальный. Еще, музыка меня сопровождает каждый день, она звучит дома, в машине и даже иногда на работе. Думаю, ещё добавить уроки вокала (музыкальное образование у меня есть).. А ещё йогу или танцы.
Здорово! Идём "на второй круг"! И остаёмся собой!
Когда я работаю над стилем, очень аутентичным, неповторимом стиле моих клиенток, то я каждый раз на именно такой вопрос отвечаю себе и им. Они же тоже хотят быть собой. И когда с имиджем работаешь, оформляешь её внешне, включая причёску, макияж, и одежду, очень хочется, чтобы она могла максимально выразиться, чтобы она себя узнавала. Я ни в коем случае своё ей не навязываю. Я не иду дорогой штампов. Многие любят сейчас говорить об архетипах. Есть архетип женщины-любовницы, женщины-вамп, женщины-девочки и др. Для меня это уже пройденный этап и звучит несколько формально. Существует всего несколько архетипов, а нас миллионы. Мы каждая со своими особенностями.
Наташа, а есть ли общие какие-то требования к выбору стиля женщин старше 40 лет. Зрелость сегодня в моде?
Зрелость подразумевает присутствие мудрости, рассудительности, поэтому откровенно вычурные или эпатажные элементы в стиле зрелой женщины свидетельствуют не в ее пользу. Если с годами в гардеробе женщины наблюдается тенденция к классике, то это совершенно обоснованно. А что такое классика? Базовые цвета становятся более сдержанными, силуэты лаконичными. Сильное облегание одежды, даже на хорошей фигуре зрелой женщины, делает ее образ более дешевым.
Надо помнить также о прическе. Даже если волосы в прекрасном состоянии все равно они существенно отличаются от волос юной женщины, поэтому длинные волосы лучше всегда убирать в аккуратную укладку (дальше все индивидуально), чаще выручает зрелых женщин модная стрижка. Зрелость, «хорошо оформленная», всегда в моде.
Сейчас цены так подскочили в связи с изменением курса евро. На какой минимальный бюджет должна ориентироваться ваша клиентка?
Бюджет на покупки всегда определяется самим клиентом, а не мной. Моя же задача вписаться в него, соблюдая при этом наилучшее соотношение «цена-качество-стиль».
Но, если говорить хотя бы о наборе из трех «луков», то необходимо располагать не менее чем 85 тыс. рублей. За меньшие деньги вы не получите приемлемое качество вещей.
Вы работаете с российскими дизайнерами? Кто из них одевает женщин старше 40 лет? Порекомендуйте.
Увы, увы, я мало работаю с российскими дизайнерами. Но время от времени, с удовольствием нахожу интересную одежду для зрелых женщин у Виктории Андреяновой, Александра Терехова.
Спасибо, Наташа, за интересный разговор, за желание делиться с другими.
И пусть в жизни будет всё только лучшее! Любви большой и настоящей!
Важно в это верить!
Ведь возможно лишь то, что считаешь возможным!
Комментариев нет:
Отправить комментарий