среда, 14 октября 2015 г.

У ЛЮБВИ СЕРДЦЕ БОЛЬШОЕ. Татьяна Александровна Ташкова, Заслуженная артистка России.



      Почему снова этот комок в горле, а слёзы непроизвольно появляются на глазах, я же буду писать о счастливой истории? Не знаю, нет пока ответа...
    Это удивительная история, которая вдохновит многих своей искренностью и чистотой, поможет найти подсказки для себя о том, как преодолевать кризисы вместе, как сохранить главное - Любовь.


     Я пишу сегодня об истории Любви Заслуженной артистки России, признанной и любимой зрителями, Ташковой Татьяны Александровны.


      Моей героине 59 лет, сыну 32,  в счастливом браке 34 года,  разница в возрасте 30 лет, вдова.
     В данный момент Татьяна Александровна Ташкова актриса Театра Киноактера, более 100 ролей в кино и на телевидении, доцент Института Театрального Искусства (ИТИ). 

       О ней многое уже написано, и я очень благодарна ей за то, что она согласилась поговорить со мной. Мы встретились в прекрасном ресторане на Мясницкой BORGATO


       Давайте мы будем говорить только о том, что на самом деле для Вас важно и интересно, о человеческих отношениях, о вечном. О том, чем может поделиться  человек, испытавший в жизни многое - и взлёты, и пустоту, и смерть близких, и большую Любовь.

    Познакомилась Татьяна со своим будущим мужем, известным кинорежиссёром Евгением Ташковым ("Приходите завтра", "Адъютант его превосходительства", "Майор Вихрь") на кинопробах фильма "Уроки французского".  Они поженились в 1980 г.


Вы  прожили счастливых 34 года вместе. Вы и сейчас говорите о муже с такой нежностью и любовью! В чём лично Ваш секрет счастливого брака?


      Когда мы поженились с Евгением Ивановичем, у нас были такие страсти, я вам даже передать не могу. Все его считали таким уравновешенным, хотя он был по-натуре холерик. У нас была очень страстная любовь, именно страстная. Как я говорю: вот есть Солнце, а он был выше Солнца для меня. Я тогда не сразу, а через какое-то время поняла , что степень накала страсти и эмоций имеет конечную точку кипения. Она же не может бесконечно расти, и когда эта точка доходит до предела, градус начинает спускаться. А когда он начинает спускаться, очень часто уже после этого ничего не бывает. Если он спускается, там значит уже всё перегорело. Почему это у нас не последовало? Потому, что наша Любовь, наша страсть одновременно была замешана на творчестве.


То есть, общие интересы - это самое главное?

Общие интересы важны. Но мы создали какой-то свой мир, и тот, другой мир нас совершенно не волновал. Не знаю - хорошо это или плохо. Наверное, хорошо. Потому, что Женя был, как Планета. Он никогда в жизни не изменял себе. Он очень мощный, со своими внутренними законами, со своими мыслями, мировоззрением, а я, как комета, которая присоединилась к нему.  Это очень объединяет, создавая общее пространство. И, если где-то, что-то там происходило в другом мире, нас это не волновало.

Это - счастье!

Я сейчас думаю, что, если бы меня что-то волновало, тогда, может быть, жизнь как-то у меня по-другому сложилась. Это не значит, что хорошо или плохо. А жизнь она же уже прожита.  Но в тот момент, когда мы были вместе, у нас была своя планетарность, если хотите, своя, внутренняя нашей семьи и ничего нас не волновало. Даже когда был дефолт и мы остались абсолютно нищими, в буквальном смысле. У него были какие-то деньги и у меня были деньги. Я себя чувствовала очень состоятельной девушкой, потому что я много снималась и немножко откладывала. Я по тем временам  могла купить квартиру, если бы тогда их продавали, две-три машины. И когда нам вдруг кто-то позвонил и сказал: "А знаете, а нули-то отняли! Всё, вот у вас теперь там столько-то рублей!" Мы друг на друга посмотрели и стали хохотать. Когда потеряешь всё и ничего ниоткуда не взять, это так! Мы прохохотались, а потом встали и поняли, что надо на что-то жить, мы жили месяц на деньги из бутылки из-под шампанского, куда просто шутя складывали мелочь. Наши отношения даже тогда не пошатнуло, потому что это было внутри нас. Мы поняли: ну да, мы будем что-то делать.  Сыну три года тогда было в 1986 году. Сначала нули отняли, потом ещё один удар был в дефолт 1998 года, но тогда он уже нас совсем не коснулся, мы были абсолютно спокойны. Вот с тех пор мы уже ничего  не смогли нажить. Мы жили тем, что зарабатывали, жили своим огородом, дача была, всё выращивали. Лёша, сын, ходил в детский сад, и он никак это не ощущал. Для ребёнка всё нормально было.

     А потом прошло какое-то время, и я поняла, как женщина, что надо брать инициативу в свои руки. При этом, когда Жене исполнилось 60 лет, это был тот же 1986 год, его вызвали на Мосфильм и сказали: "Такие режиссёры, как вы, нам не нужны." Кому сказали-то?! Какие фильмы у него были - золотой фонд! Предложили написать заявление по собственному желанию, либо "мы вас сократим". Тогда, в 86 году, когда ещё был очень мощный Советский Союз и мы все воспитаны были в этом духе, сокращение воспринималось, как позор. "Сократят" - ещё хуже, чем "уволят".  Для того времени это было невероятно, никого не сокращали, только совсем ненужных и бездарных. Придётся писать заявление. Увольнение, плюс отнятые нули, мы остались ни с чем. А что делать? Женщина берет инициативу в свои руки.

Многие женщины в то время вынуждены были брать на себя удар реформ и перестройки и спасать семьи от, буквально, голода. 

    Да! Надо было менять профессию. Кому, ему? Он не может, я понимаю. Переучиваться - нужны деньги, а у нас остались нули после реформы. Сторожем? Я знаю, кто-то работал на стройке, кто-то в гардеробе, кто-то таксовал.  Я не могу послать своего мужа в 60 лет на такую работу, потом я к нему относилась и с любовью и с уважением. Как можно?! Давай думать, что я умею? Готовить умею.
     Конечно, это был период такого отчаяния. Куда я пойду? Не домработницей же. И тут моя приятельница говорит: "Знаешь, в одной компании нужен повар, недалеко от тебя. Может попробуешь?" А что делать?  Я ещё в театре числилась, решила попробовать. Дома кашеварила, все мне помогали, составляли меню, Евгений носил сумки - морковки, картошки... А вечером играла в театре. Это очень тяжёлый труд - быть поваром, тем более без привычки. Я же не профессионал. Через некоторое время я поняла, что это тяжело для всех нас, и что ситуацию не спасает - я же не могу быть всю жизнь поваром. Пойду учиться. Я все курсы закончила, какие только можно.

 Бухгалтерские тоже? 
     Нет, кроме бухгалтерских. Потому что, когда я закончила 10-й класс у меня было очень плохо с математикой. Я собиралась в артистки - мне это не надо было, не хотела и всё! И оценки у меня были неважные: двойка, когда у доски отвечала, и пятёрка, когда списывала. Учительница сказала: "Поклянись мне, что ты никогда не свяжешь свою жизнь с математикой!", и поставила в аттестат мне четверку, чтобы  его не испортить. Поэтому бухгалтерские я отмела сразу.
    Курсы художественной обработки кожи. Я делала кожаные изделия. У меня были выставки, мне даже предлагали открыть производство. А Женя сказал: "Знаешь, цех, пожалуй, мы не потянем." Мы отказались от этой идеи. Курсы вышивания, вязания, батика, курсы по ведению реестра акционеров. Тогда только зарождались акционерные общества. А потом я закончила Московскую международных банковскую школу курс по работе с ценными бумагами. Тогда в стране всё это только начиналось, и началось такое свободное плавание. Иногда я ещё где-то снималась, но очень мало, конечно. Я не прекращала творческую жизнь, у меня были встречи со зрителями, предлагали тогда какие-то роли странные, на мой взгляд, ничто, практически, не снималось. А то, что до меня доходило - это были проститутки, либо мамочки, лесбиянки - вот такого плана. Я отказывалась, конечно. Может быть это всегда было, но я жила в своём закрытом мире на планете с Ташковым Евгением Ивановичем. А оказывается, у каждого своя планета, в каждой профессии - своя планета. Когда я пришла работать в банк, мне казалось, что все должны любить друг друга, ведь мы все в одном банке работаем. Я входила в комнату и, улыбаясь говорила: "Здравствуйте, что у вас здесь?" На меня дико так смотрели, потом я поняла, что попала в очень материальный мир. Это в творчестве важны эмоции, а здесь - материя. В нашей профессии, чем ты больше обнажаешь нервы, тем большего добьёшься, а там - чем больше панцирь, эмоциональная броня, тем быстрее придёт решение, и тем большего ты добьёшься. А я жить в панцире не могу и до сих пор не научилась. Хорошо это или плохо я не знаю, но так оно есть. Я была там главным администратором центрального депозитария банка. Кстати сказать, звание Заслуженной артистки я получила в то время, когда  работала в банке.

Звучит.

   За 12 лет я поработала в телекоммуникационной компании, в двух банках, директором документального кино, я занималась рекламно-издательским бизнесом, солидные книги издавались на 6 языках.
    Я снималась и в рекламе. Эта пресловутая тётя Ася, за которую меня многие не любят и корят, а мне нравилась моя героиня. Она такая симпатичная, многие влюблялись в меня, как ни странно.

Не странно.

   Была очень большая популярность. Мне пришлось перекраситься в брюнетку. Это был эксперимент, такой уход от героини. Агрессивное было продвижение продукта, поэтому и реклама была так насажена. Многие коллеги перестали со мной общаться, кто-то перестал здороваться, говорили, что я позорю нашу профессию. А мне нравилось и потом, это решало какие-то наши материальные проблемы, мне хорошо платили.
А Евгений Иванович в это время чем занимался?
     Он никогда не жил за мой счёт. Он всё время пытался что-то предпринять - снимался как актёр, писал сценарии (они были не востребованы), начал преподавать, выпустил два режиссёрских курса во ВГИКе. Но, к сожалению, педагогическая деятельность в то время так оплачивалась, что прокормить семью было невозможно.
     Мне приятней вспоминать один случай, когда  оказавшись случайно в районе Киевской, продавщица цветов  узнала меня. "Вы Ташкова? Вы знаете, вы спасли меня, мою семью. Я видела передачу с вами (то была передача "Синий троллейбус" о людях, которые изменили свою судьбу и профессию, о том, как они выживали в тот период от голода) Когда вы -  известная актриса пошли работать поваром, а потом ещё куда-то, а я учительницей была, и думаю, если такой человек пошёл куда-то работать, почему же я не могу? И пошла работать вначале просто на рынок, а теперь у меня своё маленькое дело, и я вам цветы дарю." Вот такая была история, а потом в поезде похожая встреча была с женщиной, которая видела обо мне статью. Это так её вдохновило, что она сменила свой курс на 180 градусов.

Такие истории, действительно, вдохновляют и придают смелости.
Многие мои коллеги говорили, что я предала профессию. А я не стала ждать, страдать, курить, спиваться. Многие же по этому пути пошли. Я считаю, я никого не предавала, главное - не предавать себя. 
 Я осталась той же, ребёнок вырос, закончил православную гимназию, семья не распалась. Тогда же рушились семьи от того, что муж не зарабатывал. Жена требовала - это нормальная реакция была. Я могла сказать: "У нас 30 лет разницы, зачем ты мне нужен? Ну отработал ты своё, ну да, я родила ребёнка, а сейчас-то я пойду." И в то время за спиной стояли претенденты, сознаюсь, стояли. Я уволилась из театра, все там рушилось, многие уходили, я не стала дожидаться когда мне, как и нашим народным артистам предложат быть зав. костюмерным цехом или работать в гардеробе. Я пошла по этому пути, и когда я узнала, что, оказывается, я кого-то вдохновила не только работами в кино, я поняла, что всё не напрасно.


Сейчас об этом периоде 90-х и не говорят почти. "Бандитский Петербург", "лихие девяностые" и всё! А в простых семьях, как женщины вынуждены были  принимать удар на себя? Многие мужчины ведь так и не смогли вписаться в новую реальность. "Женщина делает, что нужно, а мужчина, что может". Кормить ребёнка при любых обстоятельствах нужно по часам.

    Да, Вера, это был чудовищный период. На самом деле, он ещё не закончился, оттуда откликаются ещё волны. Тогда цунами накрыла всю страну, абсолютно всех накрыла. Даже те, у кого были средства, их тоже это коснулось, хотя есть и такие, кто создали капиталы в этот период. Менять жизнь пришлось всем. Поэтому, кто-то больше, кто-то меньше заработал, а каким человек остался - вот это важно.
    Каждый по-своему решил, как ему жить. Кому-то было страшно или "не царское это дело", кто-то невзирая ни на что двигался. В любые периоды мы должны двигаться вперёд. Жизнь - движение.

Это был поступок, когда Вы выбрали спасение семьи, а не карьеру.

  Я объясню. Важно любить, смириться с какими-то моментами и принять эту жизнь, принять и сказать себе: "Я не выживаю, я тоже живу!" Есть такое понятие - жертвенность. Я не могу сказать, что я жертва. Но тем не менее, я в какой-то степени, да, пожертвовала своей карьерой, я пожертвовала своими амбициями, своими какими-то интересами, которые для меня были очень важны в то время.

Никогда не возникало желание, как любая бы женщина могла, разозлиться, обидеться, развернуться и уйти?
   Меня спасала моя увлеченность. я очень увлечённый человек. Вот я бралась за что-то новое и очень увлекалась, и мне казалось, что это просто сейчас самое нужное и самое замечательное. Потом проходило время - нет, не моё, нахожу новое. И Евгений Иванович тоже был такой. Он легко увлекался всем!
    А мы-то с ним какую замечательную жизнь  прожили, пока нас по голове на ударили. Он занимался голоданием, и я с ним вместе, и своих студентов увлекал. Собирали лечебные травы, сушили их в коридоре. Мы пекли хлеб из разных круп, варили мыло из крапивы, обливались холодной водой, купались в проруби. Чего только мы не делали! Кроме того, мы венчанные. На нашем венчании свидетелями были Леонид Дербенёв (поэт-песенник) со своей женой уже после рождения Алеши в 1983 году.
   Наверняка, моя творческая жилка и увлеченность меня спасали в тот момент от раздражения, от обид. Настолько мне всё это нравилось! Я никогда, ни на минуту не забывала, что я актриса. Всё делала играючи. Поэтому обижаться некогда было.


Когда вы ребёнка в православную гимназию отдавали, это было ваше совместное решение? Как вы к этому пришли? Или всю жизнь так жили?

    Нет, пришли, конечно. Евгений Иванович раньше пришёл к православию и вере. Я была пристяжной такой, очень долго я не была воцерковлённым человеком. И когда 90-е пришли и, когда случилось падение всего, всё было перемешано. Как можно было ребёнку дать нужное направление, чтобы человек не потерял себя? Когда он стал, приходя из школы задавать вопросы, какие марки одежды, которая на нём надета, мы поняли, что нужно идти в другом направлении. Услышали, что где-то есть православная гимназия. Понимали, что там будут другие ценности - человеческие. Это не значит, что они готовили будущих священников. Это было гуманитарное  образование с углубленным изучением православия. Кстати, он пошёл по нашим стопам, нашёл себя в творчестве, закончил Высшие режиссёрские курсы, работает режиссёром.
     Мы все ищем себя и все мы хотим понять - кто мы, что мы и зачем мы все здесь живём. Женя всегда говорил: "Что, закопают и всё, никто не вспомнит, на этом все заканчивается? Обидно." Он занимался йогой, и, как ни странно, через йогу пришёл к православию. Почему так?   Так как он глубокий, ищущий человек, он понял, что для него путь развития в йоге пришёл к точке, в тупик и, постепенно, постепенно пришёл к православию.
    Многие, кто приходят к вере начинают  чрезмерно соблюдать  все каноны, забывая, что вокруг них живут живые люди со своими пристрастиями и потребностями. И был период, когда мы отдались. Когда он пришёл в православие, вместо радости и счастья он стал грустным и замкнутым, а я не понимала почему. Наверное, потому что, когда приходишь к вере, ты пытаешься осознать все свои грехи, а он пришёл к этому в достаточно зрелом возрасте, когда понимаешь, что уже отмолить может быть и не успеешь.  Я тоже сейчас очень спешу. Этап сложный и болезненный.
    А ещё и наша профессия - это страсти, эмоции, оголённые. В основном художественная литература воспевает их, она основана на страстях.
    И, если говорить о страстях, то это самое важное в нас, с чем нужно бороться. А кто-то говорит, а нужно ли?

А нужно ли?
   На мой взгляд, да.  Невозможно не бороться. Потому что, если мы идём по пути страстей, и я это испытала на себе, это нас разрушает. Я чуть не погибла.

Ну, вот вы приходили домой, муж в плохом настроении, денег не хватает, вы не ссорились?
     Вера, ну это такие частности, такие мелочи! Боже мой, так это мелко! Когда у нас были ссоры, ведь разное было, они никогда не были на фоне быта и мелких проблем. У нас всегда были споры, как я говорила, от ядра Земли и в космос, этот диапазон был. А всё остальное настолько неважно и мелко, не было мелочности в наших отношениях. То ли он был такой человек, которому абсолютно бытовое было неважно. "Ты ляг, полежи, отдохни, потом сделаем." Действительно, это - Любовь.

  Потом уже, спустя годы, я поняла, что я необычайно счастливый человек с самого детства. Я выросла в любви, мои родители любили друг друга и они любили нас, меня и мою сестру.  Они прожили вместе всю жизнь. Я всегда думала, что все так и живут, и любят детей, и друг друга. И я всегда знала, что мои мама с папой всегда за спиной, и поймут и сделают для меня всё. Я ни на секунду в этом не сомневалась. Это я уже после 30 узнала от подруг, что бывает иначе. Мои родители чудесные простые люди, которые жили так, как им совесть велела.

Что я услышала, что нет важнее уважения и Любви. Для них нет возраста. 34 года вместе! Вы так о нём говорите, что я понимаю, Вы и сейчас его любите.
Конечно.

И я хочу сказать: мы должны все стремиться жить так, чтобы после нас кто-то о нас молился, а не просто помнил.




Разговор окончен, а я не могу удержать слёз. Как это непрофессионально и стыдно, не могу сдержаться! А она смотрит на меня, улыбается и не понимает, с чего это я. "Верочка, вы что?"- и улыбается, улыбается так открыто и доброжелательно, так искренне радуясь тому, что мы здесь, что светит солнце, что официант буквально после пары её ласковых слов, наконец, улыбается в ответ... Ей даже в голову не приходит, что можно думать, чувствовать и делать по-другому. Это так естественно для неё принимать то, что уже есть. Понятия - Верность, Любовь, Забота - для неё одного порядка, и они не живут друг без друга. И от того, что она так искренне удивляется моей реакции, моему восхищению, комок в горле всё больше. Становится так стыдно а я... а мы.... "Если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича..., дом на Рублёвке..." Что искать? Что нужно, на самом деле, для счастья..?!


 А вы бы так смогли любить?







Комментариев нет:

Отправить комментарий